Москва в кино: какие районы столицы чаще всего появляются на экране
«Гараж» открыл новый сезон «Архитектурных прогулок», в рамках которых экскурсоводы музея рассказывают о самых необычных районах Москвы, экспериментальной застройке и идеях, которые должны были воплотить известные архитектурные проекты. В этом году маршрутов стало больше — прогуляться теперь можно по району Крылатское и к Дому Наркомфина. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина выбрала три самых киногеничных маршрута и заодно рассказала, какие фильмы снимались в их окрестностях.
Район вокруг станции метро «Университет» активно застраивался после войны: планировалось, что здесь будет новый административный центр города. Центр на тогдашнюю окраину столицы перенести так и не получилось, но новый район очень полюбился режиссерам — для них широкие проспекты запада Москвы вели в близкое, буквально возникающее на глазах светлое коммунистическое будущее.
Чтобы попасть в первую кинолокацию на этом маршруте, не нужно даже выходить из метро. В вестибюле станции «Университет» герой Никиты Михалкова пел песню «Я шагаю по Москве» в одноименном фильме Георгия Данелии. Кстати, в этой сцене можно разглядеть таблички «нет посадки» с одной стороны платформы: станция «Университет» тогда была конечной.
Не могли просмотреть кинематографисты и архитектурную доминанту района — главное здание Московского университета. Оно «снимается» практически с самого своего основания: строительство было закончено в 1953 году, а уже на следующий год МГУ появился в мелодраме Михаила Калатозова «Верные друзья».
Мимо МГУ ездил на мотоцикле Костик (Олег Меньшиков) из «Покровских ворот» Михаила Козакова, рядом с ним гуляли главный герой «Курьера» Карена Шахназарова Иван (Федор Дунаевский) с профессорской дочкой Катей (Анастасия Немоляева). А на смотровой площадке перед университетом герои фильма Василия Ордынского «Человек родился» смотрели на только законченный к тому моменту стадион «Лужники». Много позже здесь же прогуливались персонажи «Даунхауса» Романа Качанова, вольной экранизации «Идиота» Достоевского — князь Мышкин (Федор Бондарчук) и Аглая (Елена Котельникова).
В кино на МГУ можно посмотреть не только снаружи, но и изнутри — например, в драме «Тысяча окон» Владимира Рогового и Алексея Спешнева про студентов или триллере «Научная секция пилотов» Андрея И.
Главное здание университета появляется и в современных фильмах — на ступеньках перед входом встречался с девушкой главный герой «Легенды 17» в исполнении Данилы Козловского. МГУ служит не только фоном для съемок — это один из символов Москвы, который любят зрелищно разрушать, например, как режиссер Джон Мур для фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть».
У станции метро «Университет» герои фильмов не только гуляют, но и учатся. Например, в здании Института элементоорганических соединений на улице Вавилова сдавали экзамен Шурик (Александр Демьяненко) и Лида (Наталья Селезнева) в «Операции "Ы"» Леонида Гайдая.
Воробьевы горы появлялись не только в отечественных, но и в зарубежных фильмах. В «Подсолнухах» итальянского классика Витторио де Сики героиня Софи Лорен, приехавшая в Москву на поиски мужа, спускается по эскалатору именно на Воробьевых горах. Правда, сейчас эскалаторную галерею-подъемник, которая шла от Лужнецкого метромоста и станции метро «Ленинские горы» к улице Косыгина, можно увидеть только в кино: она заброшена.
От выхода из эскалаторной галереи было легко добраться до еще одного здания на Воробьевых горах, которое часто снималось в кино, — Дворца пионеров на улице Косыгина. Его можно увидеть в «Сказке о потерянном времени» Александра Птушко и фантастике Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея».
Совсем другой киногенией обладает Северное Чертаново — экспериментальный жилой микрорайон, строительство которого началось в 1970-е годы. Тут отрабатывали новый вид застройки, возводя из типовых элементов многоквартирные комплексы со сложной конфигурацией и сменой этажности.
Чертаново появлялось в кино и до возникновения тут экспериментальной застройки и служило примером столичной окарины. Например, на Чертановской улице жила секретарша Верочка (Лия Ахеджакова) из «Служебного романа» Эльдара Рязанова. Строительство Чертанова можно увидеть в киноальманахе «Сто грамм для храбрости» — на фоне недостроенных высотных зданий герои фильма похмеляются. Чертаново можно увидеть в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» — его главный герой Леха живет в доме № 4, одном из самых примечательных в районе. События драмы «Осень, Чертаново…» Дмитрия и Игоря Таланкиных с Ингеборгой Дапкунайте, как можно догадаться по названию, тоже разворачиваются в этом районе.
Чертаново интересовало режиссеров не только сразу после своего строительства (изначально экспериментальный микрорайон должен был стать одним из нескольких, но затем новые проекты заморозили). Его можно увидеть и в современном российском кино: знаменитые панельки появляются в «Шультесе» Бакура Бакурадзе, драме «Еще один год» Оксаны Бычковой и «Коробке» Эдуарда Бордукова. Но лучшие виды Чертанова — с высоты полета космического корабля — в «Притяжении» Федора Бондарчука. По сюжету в самый центр района приземляются, снеся попутно несколько домов, пришельцы. Чтобы поблагодарить местных жителей за гостеприимство во время съемок, премьеру фильма провели в Чертанове.
За брутальную фактуру Северное Чертаново любят не только режиссеры, но и клипмейкеры. Например, в клипе Хаски на трек про панельки на заднем плане можно увидеть именно чертановские многоэтажки.
Еще один экспериментальный жилой район, но построенный уже в 80-х, правда, привычные панельки тогда еще были новшеством. Изначально архитектурных экспериментов (таких, как Чазовский дом) в Крылатском должно было быть больше, но после Олимпиады-1980 приоритеты изменились — главным стало сооружение массового жилья, а не новации. С московской Олимпиадой связано появление и самого любопытного спортивного объекта Крылатского — к соревнованиям здесь построили крытый велотрек.
Те же Крылатские Холмы можно увидеть в фильме «Лед-2» Жоры Крыжовникова — герой Александра Петрова ждет встречи с дочерью во дворе домов 29 и 31, на фоне — узнаваемые панельные дома серии П-44, фасады которых выкрашены в голубой цвет.
Крылатское снималось не только в российских фильмах — например, суперагент Джейсон Борн во время своего визита в Москву в «Превосходстве Борна» Пола Гринграсса не только устроил погоню в центре города, но и заглянул на Осенний бульвар.
Подобрать фильмы для материала помогали экскурсоводы «Гаража».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7