«Хорошие мальчишки должны быть плаксами». Марина Степнова — о фильме «Плотник»
Это была изначальная идея Авдотьи (Смирновой, режиссера «Плотника», «Кококо», «Вертинского», «Истории одного назначения». — Прим. BURO.), совершенно гениальная. Она сказала: а что мы знаем про земного отца Христа? Про маму довольно много знаем. Про настоящего отца — тоже. А что знаем про Иосифа Плотника? Ничего. А ведь он был папой, учил его держать инструмент в руках. Нет никаких оснований предполагать, что Иосиф Плотник был плохим папой. Почему мы о нем ничего не знаем? Это несправедливо.
Еще Авдотья занимается благотворительным фондом «Выход», который помогает людям с расстройством аутистического спектра. Она рассказала, что статистика на самом деле страшная. Когда выясняется, что ребенка будет растить труднее, чем предполагалось, порядка 90% отцов уходят. Есть и процент матерей, которые бросают детей, но их меньше. Те отцы, которые остаются, взваливают на плечи, кроме ребенка, мать, которая не обязательно теряет облик человеческий, как героиня нашего фильма, но становится другим человеком. Как все меняется, когда впервые рождается ребенок, так, когда выясняется, что ребенок болен, тоже все меняется. И отец взваливает на себя жену, ребенка, их жизнь — и прет. И никто об этом не говорит. Миллионы книг и фильмов — о матерях, которые совершают подвиги. Еще примерно миллион книг и фильмов — о самих больных детях. Про отцов нет ничего. Авдотья сказала: «Марина, это несправедливо. Давайте придумаем историю про отца, который не бросает ребенка?»
И мы придумали эту абсолютно простую, счастливую провинциальную семью. Они любят друг друга, растят ребенка, никому ничего плохого не делают. Не мне говорить про сценарий, но сыграно это просто гениально. Авдотья сразу знала, что Осипова (главный герой, отец ребенка. — Прим. BURO.) будет играть Сергей Уманов. А Анна Рыцарева — его жену. Она красивая молодая женщина, которая может сыграть и комедию, и безумие. У Авдотьи талант открывать очень глубоких театральных артистов, а не снимать тех, чьи имена кочуют из афиши в афишу.
Мне страшно повезло. Я всегда любила фильмы Авдотьи, мы были шапочно знакомы, но я никогда даже не мечтала поработать вместе. Знала, что у нее есть соавтор, прекрасный сценарист и режиссер Анна Пармас. Я никогда бы не посмела предложить себя в качестве сценариста.
И вдруг Авдотья позвонила со словами: «Есть идея. Кажется, могу реализовать ее только с вами». Очень долго, четыре года, не совпадали наши графики. Мы за это время успели рассказать друг другу эту историю много раз. А потом чудом у обеих совпал график, и мы начали писать сценарий. Мы были готовы к этому моменту.
Понятно, что на этом фильме невозможно заработать денег. Кино — дорогая штука. Мало кто может позволить себе истратить миллионы на высказывание или на то, чтобы просто показать, какая еще жизнь бывает, что случается с родителями больных детей. Hype Film (продюсерская компания, выпустившая фильм. — Прим. BURO.) на это пошли, несмотря на то что это антикоммерческий проект. Им было важно, чтобы такое кино появилось. Эпиграф у фильма: «Всем родителям пока еще больных детей посвящается». Горе делает нас калеками. Когда ты один в этом горе варишься — это ужасно. Очень жалко людей, у которых случается такое несчастье. Кто-то же должен об этом говорить.
Эти исключения существуют. Героев никогда не бывает много. Часто они остаются в тени, и это несправедливо. Такие отцы есть. Тенденция последних лет — мужчины ведут себя как собаки и трусы — мне страшно не нравится. У меня был потрясающий папа. Добрее, светлее и чище человека не встречала. Мама говорила, когда он меня маленькую носил на руках, можно было поставить стакан воды на меня, он бы не расплескался. У меня такой муж. Добрый, надежный, потрясающий отец. Что бы ни случилось, знаю, он нас не оставит. Такие мужчины есть. Порядочные, надежные, чудесные, верные. Почему мы не должны говорить об этом?
Конечно, я понимаю, что добро неприметное, а зло привлекательное. И на экране какой-нибудь подлец выглядит лучше. Считаю, что мы были обязаны показать историю про подвиг самого обыкновенного мужчины. Не миллионера, не героя. Хотя он и есть настоящий герой.
Нет. Мы хотели показать, как это есть на самом деле. Ведь они проходят все стадии: в какой-то момент и отец, и мать совершают скверные поступки, глупости, ошибаются. Мать практически сходит с ума от горя. Но все равно они хорошие люди. Мы очень хотели, чтобы, несмотря на трагичность темы, фильм получился светлым, чтобы в нем было много смешных моментов. И мы его удивительно легко написали, несмотря на то что обе матери и говорили про кошмарные вещи. Как будто эта история уже сама себя написана, а наша задача была просто запротоколировать.
Наверное, потому что несколько лет обсуждали ее. Потому что нас обеих эта тема трогала. Наверное, Авдотья тоже видела таких мужчин. Они же неприметные, по такому и не скажешь, пройдешь мимо.
Я не коллекционер отзывов ни про книги, ни про фильмы. Одна знакомая написала, что вместе с ней на просмотре был ее друг, тренер по боксу, и ему очень понравился фильм. Когда мы с мужем смотрели черновой монтаж, я плакала, оттого что было очень хорошо сыграно, и муж сидел с мокрыми глазами. Я считаю, что все хорошие мальчишки должны быть плаксами.
Этот фильм как бы «против шерсти». У нас же как: выбери себя, ты главный, стряхни это все, как сопли с пальцев, и иди дальше на олимп. Может, надо было бросить их всех к чертям и жить свою жизнь? А наш Осипов не про это, а про то, что семья и свои — самое главное.
В какой-то момент тренд превращается в канон. Канон — всегда что-то закостенелое, рамки, клетки. Если хочешь сделать следующий шаг, этот канон надо разломать. Так все искусство устроено. Просто мы хотели показать хорошего мужчину, а они не в моде.
Еще мы хотели показать, что герой не обязательно в трико и ему не обязательно спасать человечество. Мужественность не в бицепсах, не в заработанных деньгах, не в крутости, не в списке Forbes. Истинная мужественность в том, что ты горой за своих. Чтобы ты был хорошим отцом и мужем, твой ребенок не должен быть смертельно болен. Просто быть со своими в любой ситуации — это и есть быть МУЖЧИНОЙ. Часто общество и культурные коды требуют от мужчины богатства. Он должен быть богат. Да ничего не должен. Конечно, хорошо, когда есть деньги: многие проблемы решаются легче. Но все равно настоящая мужественность не в этом. Мне кажется, если бы у совсем молодых парней хватило сил этот фильм посмотреть, было бы здорово. Чтобы, например, не пришлось тратить время на зарабатывание денег для покупки Missoni. Очень красиво, не спорю. Купить жене Gucci, Prada, Missoni — замечательно. Но это не поможет. Быть с ними рядом — поможет.
Хороший вопрос. Я не знаю. Мне кажется, это сочетание многих факторов: темперамента, характера, воспитания, конечно. Потому что представления о порядочности и непорядочности закладываются в семье. Обратите внимание: само слово «порядочность» практически ушло из обихода. Когда я была маленькой, говорили: «вот они порядочные люди» или «это непорядочный поступок». А ведь еще раньше исчезло слово «благородный». Плохо, когда из обихода исчезают такие слова: это означает, что исчезают и такие понятия.