В прошлый четверг в прокат вышла «Сфера» — экранизация романа Дэйва Эггерса о том, как интернет-корпорация совершила техническую революцию, которая перевернула само понятие приватности. Buro 24/7 вспоминает еще пять фильмов (и один сериал), где была показана темная сторона технического прогресса.
«Изгой» — совсем не про современные технологии (если не считать большие космические корабли и говорящих дроидов), но одну из них использовали на съемках фильма. Среди злодеев в истории есть гранд-мофф Таркин, которого сыграл Питер Кушинг, скончавшийся еще в 1994-м. Цифровую копию его лица, сохранившуюся со съемок «Новой надежды», просто наложили на лицо другого актера. На самом деле цифровые копии — одна из самых страшных фобий сегодняшнего Голливуда: некоторые студии записывают в актерские контракты обязательство делать цифровые копии на случай смерти звезды, чтобы фильм можно было закончить при любом раскладе. Говорят, чтобы не появиться через несколько лет в рекламе какого-нибудь виски, Робин Уильямс защитил свою копию на 25 лет после смерти, а Том Круз, которому нужно было оцифроваться для съемок в «Обливионе», уничтожил все исходники и хранит свою копию в секретном месте. Появление Кушинга в «Изгое» еще раз подняло вопрос о моральности цифровых копий — вот представьте, вы прославились, умерли, а через пару лет после смерти ваше лицо используют без вашего разрешения.
Фильм Спайка Джонса рассказывает о меланхоличном писателе (Хоакин Феникс), который влюбился в операционную систему — конечно, без всяких шансов на хеппи-энд. Современная технология, а именно — искусственный интеллект, сначала вызывает у человека эмпатию, а потом оставляет в полном одиночестве. «Она» — довольно спокойный, но в то же время страшный фильм о любви к фантому, которого никогда не было и не будет. Это как влюбиться, например, в Siri.
Вероятно, самый жуткий фильм о влиянии технологий на нашу жизнь, а точнее — на смерть, «Убрать из друзей» — вовсе не простой слэшер про убийства подростков через Skype. На самом деле картина рассказывает о новой форме бессмертия, о которой мы не просили. Наши следы в интернете останутся в Сети навсегда, даже после нашей смерти. Интернет, пытаются сказать нам Тимур Бекмамбетов и Резо Габриадзе, помнит все, абсолютно все — и в этом главная трагедия современного цифрового мира.
Похудевший для роли на 15 кг Джейк Джилленхол ездит по ночному Лос-Анджелесу, чтобы заснять какие-нибудь жестокие преступления и продать кадры местному телеканалу. Его герой превращается в монстра, готового на все ради сенсации. «Стрингер» беспощадно критикует не только увлечение людей насилием, но и само телевидение, которому стали чужды любые вопросы морали.
Бестселлер Дэйва Эггерса пару лет назад попал в больную точку: он рассказал о том, как люди добровольно согласились на тотальную слежку за собой в обмен на полное благополучие. Всему виной очередная зловещая корпорация — на этот раз очень похожая на Apple. Ни к чему хорошему эксперимент, конечно, не привел. «Сфера» высказывается про свободный мир тотальной несвободы, но с одной важной поправкой — в этот раз виноваты не только технологии, но и человеческая алчность.
Авторы «Черного зеркала» умеют балансировать между умной сатирой на настоящее и жутковатой антиутопией про возможное будущее, но первая серия третьего сезона — возможно, самое неприятное высказывание про технологии вообще. В ней разворачивается история про мир, в котором люди ставят друг другу рейтинги, напрямую влияющие на их жизнь (что иногда приводит к фатальным последствиям). «Черное зеркало» то заходит слишком далеко, то недотягивает до поставленной планки, но всегда смотрит в будущее с пессимизмом, причем абсолютно обоснованным.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7