Русские в Помпиду: зачем дарить искусство французскому музею

Кабаков, Булатов, Пивоваров — меценаты делятся самым сокровенным

14 сентября в парижском Центре Помпиду открылась выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950—2000». Все ее экспонаты переданы музею российскими меценатами. Buro 24/7 объясняет, зачем дарить французам отечественное искусство и почему это так важно.

Размер коллекции, которую передали музею Помпиду, как минимум впечатляет: более 250 работ. Среди ключевых художников — московские концептуалисты, от Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова до Дмитрия Пригова (и конечно, не без Эрика Булатова, которому в прошлом году посвятил целую выставку «Гараж»). Есть и одни из самых дорогих художников нашего времени — арт-группа AES+F. Все экспонаты, которые перейдут в коллекцию музея Помпиду, отобрали из почти 1000 произведений, предложенных кураторами. Кураторы же, в свою очередь, выбирали будущие подарки музею по частным коллекциям.

Идея выставки принадлежала директору Московского дома фотографии Ольге Свибловой. Собрать работы вместе ей помог фонд Владимира Потанина. Делиться российским искусством оказались готовы не только коллекционеры со стажем, но и просто неравнодушные. «Я не считаю себя коллекционером, — признается один из дарителей, предприниматель и философ Дмитрий Волков, сооснователь фонда SDV Arts & Science Foundation. — Обычно коллекционер собирает коллекцию по некоему принципу: либо узкая тематика, либо конкретный период в истории искусства. Такой подход кажется мне немного скучным, сковывающим. Для меня живопись — это переживание. Мне нравятся работы, которые отражают мое сегодняшнее состояние, работы, созвучные моему внутреннему поиску. Быть может, когда-то я постараюсь направить и систематизировать свое собрание, но сейчас я сознательно этого не делаю. Об идее Ольги Свибловой и музея Помпиду лично я узнал от Пьера Броше (книжный издатель, крупный коллекционер современного искусства. — Прим. Buro 24/7). Вообще, Пьер — один из моих проводников в мир живописи. И инициатива Свибловой — отличное начинание, так что я присоединиться захотел сразу. В Помпиду уже есть большая коллекция русского искусства, но раньше она обрывалась примерно на тридцатых годах. Мы же дополнили ее, предоставили работы художников вплоть до нулевых.

Erik Bulatov .Glory to the CPSU , 2003-2005

Boris Orlov. Bust in Rastrelli’s Style, 1996

Alexander Kosolapov. Triptych Malevich-Marlboro, 1985

Сейчас в моем собрании есть Соков, Пепперштейн, Кулик, Дубосарский и Виноградов, Анастасия Русс, AES+F, Бугаев-Африка, из молодых — Косульникова, Морозов, — делится Дмитрий Волков. — Мы долго обсуждали, что из этого сможет наиболее выгодно дополнить коллекцию Помпиду. В итоге выбрали «Джона Кейджа» Бугаева-Африки».

Среди коллекционеров, подаривших работы музею Помпиду, — бизнесмен Владимир Семенихин, владелец газеты The Art Newspaper Инна Баженова и основатель фонда Tsukanov Family Foundation миллионер Игорь Цуканов.

Pavel Pepperstein. Joan of Arc, 2005

Grisha Bruskin. From the series Birth of a Hero, 1984-1985