Первая в Австрии выставка британского живописца
Даже ажиотаж, связанный с ярмаркой VIENNAFAIR, не может отвлечь Вену от стартовавшей на этой неделе выставки Люсьена Фрейда в Художественно-историческом музее (Kunsthistorisches Museum) — первой в Австрии и уникальной в своем роде, как бы тривиально это ни звучало. Собрать столько его работ в одном месте действительно дорогого стоит. С полотнами крупнейшего художника второй половины XX и начала XXI века неохотно расстаются как частные коллекционеры, так и главные мировые музеи, в частности, Метрополитен, Tate и Институт искусств Чикаго. Именно после того, как в 2008 году работу Фрейда "Спящая соцработница" приобрел Роман Абрамович — за $33,6 млн на торгах Christie's — на британского живописца начался настоящий глобальный бум. Как утверждают в пресс-службе музея, в другие города после Вены выставка Фрейда не поедет, поэтому посмотреть ее необходимо обязательно.
Пару лет назад работы Люсьена Фрейда показывал парижский Центр Жоржа Помпиду, однако, состав экспозиции там был другой, и полноценной ретроспективы, как у Художественно-исторического музея Вены, не получилось. Сегодня есть возможность посмотреть на творчество Люсьена Фрейда от начала до конца: следуя по венской выставке, переходим от самых ранних работ — в частности, автопортрета, написанного им в возрасте 21 года — к самым поздним. Последней картиной художника стал "Портрет ассистента" (2010-2011): Люсьен Фрейд писал его в год своей смерти и закончить не успел.
Люсьен Фрейд. "Спящая соцработница", 1995. Из коллекции Романа Абрамовича
Чем особенно примечательна венская экспозиция, так это диалогом Фрейда и Тициана. Первый защищал две своих любимых работы итальянского мастера ("Диана и Актеон" и "Диана и Каллисто") от вывоза из Великобритании и снялся для этого в документальном фильме, который можно увидеть на выставке.
Вторая, более поздняя версия шедевра Тициана принадлежит постоянной коллекции Художественно-исторического музея Вены. Чтобы увидеть ее, нужно только повернуть голову налево от экрана с фильмом — "Диана и Каллисто" висит в соседнем с выставкой Фрейда зале.
Люсьен Фрейд. Girl in a dark jacket, 1947. Из частной коллекции
Люсьен Фрейд. Girl in a dark jacket (1947, из частной коллекции) и Girl with a White Dog (1950, из собрания галереи Tate)
Люсьен Фрейд давно признан мастером психологического портрета и изображения обнаженной натуры. Его величайший парадокс, и одновременно крупнейшее преимущество, — говорят организаторы венской выставки, — в том, что Фрейд кажется "слишком историческим" для центров современного искусства, и чересчур современным для музеев классических. Но с тем фактом, что без него искусство XX века обойтись не может, спорить никто и не подумает.
Более 40 картин Люсьена Фрейда в Вене можно увидеть с 8 октября до 6 января 2014 года.
Люсьен Фрейд. Автопортрет, 1963. Из коллекции Национальной портретной галереи Лондона
Люсьен Фрейд. Reflection with Two Children (Self Portrait), 1965. Из мадридского Музея Тиссен-Борнемиссы
Люсьен Фрейд. Wasteground with Houses, Paddington, 1970-1972. Из частной коллекции
Люсьен Фрейд. And the Bridegroom, 1993. Из собрания Lewis Collection
Люсьен Фрейд. "Портрет ассистента", 2010-2011. Из частной коллекции
"Элби позирует своему дедушке". Фотография Дэнни Доусона, 2004
"Люсьен Фрейд и мужчина в голубом шарфе". Фотография Дэнни Доусона, 2004