Cirque du Soleil привез в Москву свое новое шоу JOEL, которое было создано специально для России. Мы побывали на репетиции еще до официальной премьеры и готовы поделиться своими впечатлениями
Режиссер шоу Фернан Рэйнвиль назвал зал со зрителями, которыми в этот вечер были журналисты, рвом со львами: «Вы для нас — львы, а мы — ваша добыча». И правда, от начала и до конца репетиции зал пытливо ловил взглядом каждое движение артистов. Также Рэйнвиль предупредил: «Команде нужно еще трое суток упорно репетировать, чтобы довести до совершенства каждый жест, правильно поставить свет, настроить музыкальное сопровождение. Это только репетиция, и здесь может произойти что угодно». И это «что угодно» дало о себе знать с самого начала. В полутемном зале заиграла музыка, все старательно вглядывались в сцену, не обращая внимания на пожилого мужчину в накидке и колпаке с объемными подушками в руках, который вышел из двери в зале. Но как только он затеял битву подушками с одной из зрительниц, внимание тут же переключилось на него. Оказалось, один из героев представления решил немного позабавиться перед началом шоу. И только после такой эмоциональной разрядки действия переключились на главную сцену.
Кстати, о сцене. Впервые Cirque du Soleil показывает свое представление в таком небольшом пространстве, где сценическая площадь — 12 х 12 метров, да и вместимость зала всего 800 человек. Впрочем, такая камерность «Барвихи Luxury Village» играет на руку постановке: границы подиума визуально размываются, полностью захватывая внимание зрителя и превращая его в участника действа. Кроме того, акробатические номера, исполняемые на высоте, которые составляют основу шоу, порой выходят за границы сцены: воздушные гимнасты на кольцах и тросах изящно парят над головами зрителей. Самый эффектный и уникальный номер — «Рола-Бола», где артист Алексис Джонатан Рикельме Леон балансирует на пирамиде из круглых деталей, расположенных на движущихся качелях. Наблюдая за этим зрелищем, действительно сложно удержаться от детского восторга. Что примечательно, Алексис сам занимается всем реквизитом для своих выступлений. Несмотря на то что шоу начали создавать только 1 августа 2015 года, а мы присутствовали лишь на одной из репетиций, номер был выполнен практически идеально.
Стоит сказать и о музыкальном сопровождении JOEL, которое во всех эпизодах помогает делать четкий акцент на динамике трюков. В Cirque du Soleil всегда используют оригинальную музыку. И хотя Фернан Рэйнвиль вначале задумывался о классике, он все же решил остановиться на более «уличных» ритмах. Что интересно, один из первых треков своими эмоциональностью и мелодичностью напоминает микс двух композиций: He's a Pirate («Пираты Карибского моря») и Ring Christmas Bells («Один дома»). А вот номер Алексиса сопровождается музыкой, которая своим мощным ритмом походит на известную песню Ace of Base — Sweet Dreams и задает настрой для выступления: устоять и не захлопать в такт — задача не из простых.
На целостность восприятия снежной сказки в целом влияет, разумеется, и свет, создавая ощущение глубины, таинственности, притягивающей зрителей и заставляющей их подаваться вперед. Репетицию команда цирка вообще постаралась превратить в полноценное представление. Здесь, конечно, были еще шероховатости в номерах — куда без них, — но артисты с легкостью их обыгрывали. Не всегда удавалось понять, где движение — часть шоу, а где — всего лишь маскировка оплошности. Это неудивительно, учитывая тот факт, что каждый участник Cirque du Soleil должен вначале пройти через артистический класс, где его научат актерским навыкам.
К слову, состав JOEL — это настоящие звезды. «Обычно, когда Cirque du Soleil создает шоу, которому предстоит либо гастролировать, либо выступать в собственном театре, всегда есть возможность "выпустить" проект, понимая, что еще около полугода будет происходить тонкая настройка номеров и персонажей во взаимодействии с публикой. Когда же вы создаете проект, чья сценическая жизнь продлится всего 10 дней, времени на настройку и разгон нет. И хотя в Cirque du Soleil мы всегда стараемся работать с потрясающими профессионалами, в случае JOEL каждый из артистов — настоящая звезда, причем не только непосредственно в своем жанре», — прокомментировал режиссер шоу Фернан Рэйнвиль. Также в представлении будут участвовать огромные куклы — журавль и снеговик. Каждая весит почти 30 кг и управляется профессиональными кукольниками. Журавль смотрится особенно волшебно — и неслучайно, сюжет ведь и правда сказочный.
Костюмами для участников шоу занималась Алена Ахмадуллина. Они должны были не только смотреться эффектно, но и соответствовать всем «акробатическим» требованиям. «Сложностей было очень много, ведь в сценическом свете костюмы "работают" совсем по-другому, нежели в естественном. Еще один существенный нюанс: если артист 90% времени представления висит вниз головой, это полностью меняет восприятие костюма, поэтому нужно было быстро, на ходу адаптировать уже готовые вещи под существующие условия. Даже при использовании профессиональных технологий и материалов приходилось переделывать некоторые узлы, объемы, силуэты, менять движение ткани, так как во время действия ткани вели себя неожиданно и не выдерживали нехарактерных для человека движений. Самый "капризный" — костюм Снежной королевы. Он фактически включает в себя три костюма в одном, а в довесок еще и очень сложный кокошник», — рассказала дизайнер.
Cirque du Soleil — это не какие-то сумасшедшие и невероятно сложные трюки, какие, например, можно увидеть в китайском цирке. Он про другое. Конечно, номера здесь далеко не простые, однако важнее магия, которая бросается в глаза сказочными декорациями и тихо закрадывается в воображение пластикой движений артистов. Cirque du Soleil — это сказка, которая позволяет помечтать не только детям, но и взрослым.
Оценить общие труды дизайнера и команды Cirque du Soleil можно будет уже в новогоднюю ночь в концертном зале «Барвиха Luxury Village», а также со 2 по 10 января 2016 года.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7