Российский перформанс, британский дизайн, оп-арт и многое другое
В октябре московские выставки радуют столичных жителей небывалым разнообразием. Перформанс, оп-арт, британский дизайн, современная абстракция — завидное арт-меню на любой вкус
Дорогая, я передал коллекцию
Где: Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16
Когда: до 19 октября
Вслед за собранием Дэмиена Херста Мультимеда Арт Музей привез в Москву другую частную коллекцию — стоматолога Филиппа Коэна. Первое произведение современного искусства коллекционер приобрел в 1993 году. За двадцать лет собрание "окуклилось" и обросло громкими именами. Среди них — Энди Уорхол, Синди Шерман, Пол МакКарти и другие художники. Произведения разношерстны. Джонатан Монк, специализирующийся на остроумных репликах культовых шедевров совриска, представлен плюшевым зайцем — критической пародией на китчевую живность Джеффа Кунса. С драматическим фотопроектом Синди Шерман соседствует игривая инсталляция Элмгрина и Драгсета — экспликация подписывает пустое место на музейной стене. "Где же работа?" — спросит незадачливый посетитель. Оказывается, отсутствие арт-объекта и есть арт-объект. А Пол МакКарти предлагает зрителю примерить маску Пиноккио и посмотреть фильм о нем же, в котором сыграл сам художник. Таким концептуально-экстравагантным образом МакКарти критикует современное американское общество.
Перформанс в России: Картография истории
Где: МСИ "Гараж", Крымский Вал, 9
Когда: 17 октября — 5 декабря
Многие полагают, что перформанс — западный жанр, пришедший в Россию лишь годах в 80-х. Грядущая масштабная выставка в "Гараже" докажет, что это не так. За точку отсчета российской истории перформанса кураторы Юлия Аксенова и Саша Обухова приняли эксперименты авангардистов начала ХХ века. Акции футуристов, театральные постановки Мейерхольда и музыкальные эксперименты Арсения Авраамова обретут новую жизнь. Художник Стас Шурипа представит мультипликационную версию знаменитой футуристической оперы 1913 года "Победа над Солнцем". А композитор Сергей Исматов оживит "Симфонию гудков" Авраамова, превратившего в музыкальное произведение пушечные залпы, свист пара и заводские гудки. Не забудет экспозиция и современных классиков перформанса — Анатолия Осмоловского, Владислава Мамышева-Монро, Авдея Тер-Оганьяна и других. Всего МСИ "Гараж" в разных вариациях представит около 200 перформансов.
Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России
Где: ГМИИ имени Пушкина, Волхонка, 12
Когда: до 30 ноября
Перекрестный год культуры Великобритании и России доказал, что политические разногласия и битва санкций не помеха прекрасному. Сложносочиненная выставка в Пушкинском музее посвящена культовым фигурам британского модерна — Оскару Уайльду и Обри Бердслею. Оба героя представлены бесконечным разнообразием артефактов. Посетителей ждут рукописи Уайльда, редкие фотографии, литография Тулуз-Лотрека, изображающая писателя на фоне британского парламента. В Москву привезли карикатуры Бердслея, его иллюстрации к "Лисистрате" Аристофана, "Гамлету" Шекспира и другим произведениям. Особняком стоят иллюстрации к "Саломее" Оскара Уайльда, по-настоящему прославившие художника. Знаменитые британцы оказали сильное влияние на русское искусство начала ХХ века. Организаторы решили дополнить выставку работами Константина Сомова, Льва Бакста, Николая Феофилактова и других художников серебряного века.
Оптические пространства Виктора Вазарели
Где: ЦСИ "Винзавод", Цех Красного, 4-й Сыромятнический переулок, 1, строение 6
Когда: с 4 по 25 октября
Оп-арт давно не будоражил воображение московских любителей прекрасного. "Винзавод" решил исправить положение и привез в столицу более 100 произведений одного из основателей оптического искусства — Виктора Вазарели. Работы художника обманывают зрительное восприятие публики годов с 60-х — показательный стаж. Живопись, принты, кинетические объекты, видеоарт — Вазарели не отличался жанровой "моногамией". Монохромные зебры, будто кружащие в танце, трехмерные картины, пикселизированный футболист, коллаж, побывавший в космосе — знаменитого венгра уже нет в живых, но его творения не бросают попыток изменить привычный взгляд на окружающий мир.
Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции
Где: ГМИИ имени Пушкина, Волхонка, 12
Когда: с 3 октября по 30 ноября
Дизайн — редкий гость в стенах "серьезных" российских музеев. Выставка в Пушкинском музее берет не масштабом, но содержанием: около 30 работ проиллюстрируют историю британского дизайна с момента зарождения в ХIХ веке до наших дней. Львиная доля экспонатов приедет в Москву из лондонского V&A, крупнейшего в мире музея дизайна. Еще в середине позапрошлого века Уильям Моррис выдвинул идею синтеза искусств: архитектуры, живописи и "дедушки" современного дизайна — декоративно-прикладного искусства. А Кристофер Дрессер впервые заговорил о функциональности вещей. Обе концепции предопределили историю дизайна, который в ХХ веке развивался ударными темпами под эгидой новых технологий. На выставке в ГМИИ геометричное кресло 1917 года от Чарльза Макинтоша соседствует с современным минималистичным стулом Джулиана Майора, а предметы сервировки от Дрессера — с монолитными вазами Захи Хадид.
Говорит Москва. Выставка молодых художников
Где: Фонд культуры "Екатерина", Кузнецкий Мост, 21/5
Когда: до 30 ноября
Всех, кто жаждет нового, ранее не выставлявшегося искусства — "свежей крови", уже ждет новая экспозиция в Фонде культуры "Екатерина". Не позвольте странному названию с несколько советским флером обмануть вас — здесь выставляются только молодые, рожденные в 80-х дети перестройки и гласности. Самовыражению 45 художников развязали руки: рефлексируйте, мечтайте, делитесь. Получился своеобразный срез переживаний, страхов и идеалов молодого поколения российской арт-сцены — влиянием бурных перемен в жизни страны, сопровождавших детство художников, (одной из заявленных тем) подобный проект ограничиться просто не мог.
"Металлизм" Алексея Кузнецова
Где: MSK Eastside Gallery, ЦТИ "Фабрика", Переведеновский переулок, 18
Когда: с 3 октября по 1 ноября
Эта выставка для тех, кто, признавая достоинства перформанса, оп-арта и инсталляций, убежден в победоносной силе абстракции, верной наперсницы искусства ХХ века. Трудно отрицать, что абстрактная живопись дает фантазии зрителя больший простор, чем хоть сколько-нибудь фигуративное искусство. Пристально вглядываясь в причудливые сочетания формы и цвета, можно ощутить эмоции художника, предугадать его движения. Для Алексея Кузнецова, ушедшего в живопись пионера российского граффити, абстракция не просто сгусток темного бессознательного, клубком красок выброшенный на полотно, а сочетание лирического порыва с почти математическим расчетом. Чтобы достичь гармонии, нужно учесть все: глубину оттенков, текстуру материала, даже размер подрамника. Только тогда полотно сумеет завязать с публикой диалог. В новой серии работ художник экспериментирует с оттенками цвета металлик.