Вместе с художницей Данини, участницей выставки «20:20. Время остановилось» в рамках фестиваля BURO. NEW COOL, собрали подборку лучших мемов за последний год и обсудили их схожесть с вирусами.
«Самые яркие мемы этого года — бесконечные вариации изображений нелепых ситуаций, на которые поверх нанесены подписи. Иногда это повторяющееся несколько раз местоимение «я» и цифра 2020», — говорит Данини. — Распределение ролей между персонажами и сами выбранные ситуации фиксируют действительность, в которой огромное количество людей обнаруживает себя со стороны». Данини обратилась к потоку мемов, который захлестнул нас весной 2020 года и стал отражением состояния людей. В этом потоке читалось многое: отношение к карантинным ограничениям, выражение боли от самоизоляции, а также психологического и экономического ущерба, нанесенных пандемией.
Этот старый мем из 2018 года был переформатирован под 2020 и снова стал актуальным
Вследствие новых режимов многие изменили отношения не только с друзьями, родственниками и коллегами, ведь встречаться с ними в скайпе или зуме стало безопаснее, но и с собой. На выставке «20:20. Время остановилось» художница проиллюстрировала новый тип взаимоотношений с собственным «Я» мемом с мальчиком, играющим с собакой, выполненным в технике классической вышивки.
Данини «Me and me», 2020 (вышивка, аппликация, 50×40 см)
«В затягивающем процессе обмена шутками, люди порой пускаются во все тяжкие, — рассказывает Данини. — Мемы могут обрастать все большим количеством слоев, за которыми изначальный смысл размывается все больше. Иногда размотать обратно подобные цепочки становится невозможно. Мемы могут становиться более жесткими, как мутировавший вирус вызывает осложнения, или настолько нелепыми, что понять их становится труднее. Как правило, развлечения с потоком мемов затягиваются до красных глаз, и смех кончается слезами. Вылезти из потока мемов бывает очень сложно, ночной мем-серфинг — борьба не на жизнь, а на смерть».
Она говорит, что во время весеннего карантина иногда рассылала до четырех утра мемы друзьям, подбирая для каждого свой тип контента. «Попав в круговорот процесса, — продолжает Данини, — думаешь, что эти шутки и правда настолько смешны, и хочешь проверить, дойдет ли твой азарт до адресата. Этот своеобразный тип коммуникации дает возможность через визуальные образы и дурацкие шутки делиться своими чувствами».
Картинка из чата друзей, иллюстрирующая создание мемов внутри микрогрупп. Сегодня внутри микрогрупп в дружеских и корпоративных чатах развиты обмены ситуативными мемами. Эти шутки могут относиться к конкретным людям внутри группы и не быть понятными тем, кто не в теме.
В 2020-м все мы стали немного Бритни, которая сожгла свой тренажерный зал, Кевином, опрокинувшим чили на пол, и женщиной, кричащей на кота.
Безусловно, важной темой года стала самоизоляция, а точнее, попытки каждого из нас быть продуктивным в сложившихся обстоятельствах и усиливающееся чувство вины, если это не удавалось
Мем про Галочку был популярен еще пару лет назад и по-разному интерпретировался. Как это часто бывает, различные бренды его использовали в качестве своей рекламы, добавляя названия и меняя смысл.
Этот мем является цитатой из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», который почти каждый житель постсоветского пространства знает с детства. Эта фраза «ушла в народ» еще тогда, когда понятия «мем» не существовало. «В 2020-м он обрел новую жизнь и снова стал как никогда актуален, — говорит Данини. — Пользователи обратили внимание на злободневность цитаты «Ты сейчас умрешь», которая из анонса новости про Якина и Гагры превратилась в буквальное предсказание скорой смерти. В твиттере появился большой тред, где все перерисовывают легендарный кадр под обстоятельства, с которыми столкнулась планета. С азартом повторяя друг за другом одну и ту же шутку, некоторые перерисовывают мемы вручную. Ниже — мой любимый пример».
Данини, «Галочка», 2020. Ткань, вышивка стеклярусом, 47*37 см
«Мемы наглядно отражают как частное, так и общее эмоциональное состояние, — говорит художница. — Озорная игра перекидывания картинками из интернета становится более надрывной и чувственной, когда участники этой игры объединены общим страхом смерти и ощущением крушения жизни». Данини считает, что в 2020-м производство и переработка забавных демотиваторов и отчаянных фотожаб стала для нас своеобразной коллективной психотерапевтической практикой.
Узнаваемые образы из фильмов, факапы звезд, случайных людей и просто странные картинки, снабженные короткой подписью, удивительным образом скрасили наш испорченный реальностью досуг и ставшие невыносимыми будни. Эти шутки могут быть грубыми, циничными и непонятными. Могут превращаться в оружие политической пропаганды и странным образом влиять на высмеянную в них же самих действительность.
Другие истории
Подборка Buro 24/7