В «Зотове» открылась выставка «Родченко. Личное» как отправная точка цикла, исследующего способы восприятия художниками повседневной жизни и личного пространства. Первый в списке — новатор фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александр Родченко. В экспозиции покажут 58 знаковых работ 1920–30-х годов, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и писем автора. Редактор BURO. Анастасия Дроздова — о пяти причинах, по которым мы никак не можем пропустить это событие.
Александр Родченко — художник, фотограф, родоначальник современной рекламы и дизайна. Многие привыкли видеть в нем авангардиста и первопроходца. Однако в рамках выставки «Родченко. Личное» акцент с профессиональной деятельности художника сознательно смещен на личную жизнь. Исследовать Родченко будем с помощью, разумеется, работ, а еще личных вещей и отрывков из дневников. Кураторы «Зотова» уверены — вместе с составляющими экспозиции посетители проживут большую часть событий из жизни мастера: встретятся в мастерской с его друзьями и коллегами по цеху; увидят, как Родченко любуется супругой Варварой Степановой; прочувствуют, как художник дорожит временем, проведенным с родителями, и узнают, почему он предпочитал кепку французской шляпе.
«Я думаю, эта выставка будет интересна широкому кругу людей, они получат возможность сопоставить фотографии с тем, что чувствовал автор, как его видели близкие. Удивительным покажется, как далека личность Родченко от его геройского изображения пионеров, например. Окажется, что он очень нежный и чувствительный, с особой любовью смотрит на родных. Убедиться в этом можно через портреты его матери, жены и дочери — важных женщин в жизни художника», — говорит куратор Дмитрий Никишов.
Выставка рассказывает о жизни и творчестве художника, о совершенных им открытиях в искусстве фотографии, которые не утратили актуальности и сегодня. Особенного внимания заслуживают знаменитые «ракурсы Родченко» — воплощение его душевного стремления «видеть необыкновенно обыкновенные вещи». В основе выставки — работы разных лет: от первых опытов 1920-х и до конца 1930-х годов из двух альбомов музейной серии «Портфолио». Эти же снимки послужат своеобразным руководством к действию: они позволяют увидеть быт с другого ракурса и сложить из деталей собственную картину мира, которую Родченко формировал с помощью подручных предметов, камер и объективов. Будучи авангардистом, он отлично чувствовал пространство и мог буквально подчинить его себе.
В этом автору помогали концептуальные приемы фотографии. Например, Родченко часто снимал вещи под необычным углом. Ракурсы, особенно известные как «снизу вверх» и «сверху вниз», стали прорывом для фотографии 1920-х. Второй характерный для фотографа прием — диагональ, заложенная в основу композиции. Она организовывает пространство и создает динамику, нарушая статичность и уравновешенность композиции, с которыми художник считал нужным бороться. Эти приемы, наряду с крупным планом, ритмичными контрастами света и тени (особенно выразительными благодаря черно-белым цветам), создают действительно уникальные выразительные образы, казалось бы, обыденных вещей. Художник отказывался от постановок, снимал то, что происходит вокруг, саму жизнь.
Чтобы сделать экспозицию максимально объемной, кураторы «Зотова» позвали Александра Лаврентьева — доктора искусствоведения и по совместительству внука Родченко и Степановой. Лаврентьев подошел к процессу со знанием дела и прежнего опыта — использовал способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением. Таким методом сам Родченко часто монтировал отпечатки для отечественных и зарубежных выставок, а всю печать к текущей сделали в лаборатории художника.
Еще одна традиция, которая передается в семье Родченко из поколения в поколение, — это мастерство запечатления повседневной жизни. Автор часто путешествовал по маршруту трамвая «А», по пути делал кадры, которые легли в основу городского цикла фотографий. В творчестве Родченко особое место занимает фоторепортаж — особый жанр съемки, в котором автор не только запечатлевает момент действительности, но и транслирует зрителю свое отношение к нему. Родченко определил фоторепортаж как «обсматривание ситуации со всех сторон», как серию снимков, где соседствуют друг с другом разные кадры — документальные факты, бытовое описание процесса, ракурсы, детализация вплоть до абстрактных сюжетов, когда уходит предмет, а остаются ритм и фактура.
Посетителей выставки «Родченко. Личное» ждет обширная публичная программа. В нее войдут лекции о художнике и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза, встречи и воркшопы с известными фотографами. Среди них — представители архитектурной, документальной и стрит-фотографии. Новинкой в параллельной программе станут фотопрогулки. Также для посетителей всех возрастов будут проводиться занятия по цианотипии: это бессеребряный фотографический процесс, дающий при печати изображение голубого оттенка. А для детей в «Зотове» готовится серия мастер-классов по фотопечати и фотоколлажу.
В кинотеатре «Зотов.Кино» запланирована специальная программа «Поле зрения». Ее задача — исследовать, как архивные и ставшие признанной классикой кинематографа произведения формируют современный взгляд художника. К выбору и обсуждению фильмов будут привлечены практикующие фотографы и эксперты арт-индустрии.
Стартовать планируют с ленты, выбранной самим Родченко, — комедии с участием Чарли Чаплина. Фотограф очень любил цирк, серия его работ, посвященных цирковому искусству, — не документальное изображение конкретных номеров, а философское осмысление жизни. Авангардист ценил в цирковом представлении ощущение волшебства и свободу средств выражения. Этот интерес отражался и в выборе фильмов и образов.
Подробности о выставке можно узнать на сайте.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7