Как появился арт-рынок в России, в каком он состоянии сейчас и куда идет
В декабре по традиции команда аналитического проекта InArt составила новый аналитический обзор рынка российского современного искусства InArt-2017, в котором впервые представлен объем рынка, расчитанный на основе результатов продаж аукционов и галерей за один год — с мая 2016 по июнь 2017-го. Кроме того, в обзоре рассказывается об истории и состоянии зарубежных арт-рынков — европейского, американского и китайского — и проводятся параллели с историей и состоянием отечественного рынка искусства.
Российский рынок современного искусства считается развивающимся. Европейский арт-рынок — старейший в мире, он зародился еще в Средневековье и развивался естественным путем. Американский арт-рынок моложе, он появился в конце XIX — в начале XX века и довольно быстро вырос не без участия европейских арт-дилеров. В России арт-рынок не мог свободно развиваться в течение XX века, потому что за время существования СССР постоянно появлялись барьеры для торговли искусством. Тогда работы художников можно было приобрести только через комиссию по искусству при Министерстве культуры (ВХПО) по самым низким ценам. Иногда в мастерские приходили иностранцы, но продать им картины было затруднительно, ведь в стране было запрещено хождение валюты.
Первые частные галереи появились в СССР и России в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Этому способствовало принятие закона о кооперации в 1988 году, закона об индивидуальной трудовой деятельности в 1990-м и указа о свободе торговли в 1992-м. Среди первых частных галерей в Москве были «Первая галерея» Айдан Салаховой, Евгения Митты и Александра Якута (существовала с 1989 по 1992 год), «Риджина» Регины и Владимира Овчаренко (существует с 1990 года), XL Галерея (открылась в 1993 году) Елены Селеной и Сергея Хрипуна.
Сначала цены на молодом российском арт-рынке формировались случайным образом. Порой галеристы назначали цену на произведение искусства в зависимости от того, во что был одет потенциальный покупатель. Это привело к тому, что некоторые произведения были проданы за неоправданно большие деньги, а купившие их коллекционеры потом терпели убытки при перепродаже, не получая ожидаемой цены.
В России фактически не было музейных площадок с современным искусством в течение 15 лет. С 1992 по 2007 год современное искусство в России экспонировали в Московском музее современного искусства, Московском доме фотографии (теперь Мультимедиа Арт Музей) и Государственном центре современного искусства (с площадками в Екатеринбурге, Владикавказе, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске и Самаре). В 2007 году ситуация стала менятся благодаря росту интереса к современному искусству в стране и случившемуся в ней экономическому подъему. Тогда появился центр современного искусства «Винзавод», а в 2008-м — музей современного искусства «Гараж» и стали появляться другие подобные площадки.
Самая большая коллекция российского послевоенного искусства за рубежом находится в Центре Помпиду. В целом российское искусство послевоенного периода мало представлено в международных музеях, но в 2016 году парижский Центр Помпиду получил в подарок 300 произведений, то есть сейчас там находится самая большая коллекция русского искусства в Европе.
Значительную роль в формировании арт-рынка России играют биеннале. Сейчас главные российские биеннале современного искусства — это Московская (впервые состоялась в 2005 году), Московская молодежная (впервые состоялась в 2008 году) и Уральская (проводится в Екатеринбурге с 2010 года). В 2017 году возобновилась Владивостокская биеннале VIBVA, которая проводилась с 1998 по 2013-й, а потом был четырехлетний перерыв. Все указанные проекты являются международными, в них участвуют заграничные кураторы и художники со всего мира.
Пик аукционного рынка российского искусства пришелся на 2007–2008 годы. После этого последовал сильный спад, но результаты торгов 2016 года эксперты считают оптимистичными.
Онлайн-продажи — перспективный и быстрорастущий сегмент мирового арт-рынка. Интернет-продажи искусства растут каждый год, оборот арт-рынка онлайн в 2016 году составил 8,4% от общего оборота рынка произведений искусства (в 2013 году он не превышал 4,2%). По прогнозам экспертов, онлайн-рынок к 2021 году может превысить 9 миллиардов долларов. Офлайн-аукционы уже включились в этот процесс и создают собственные платформы для интернет-торгов, в том числе и в России.
21.12.17, 20:10
Другие истории
Подборка Buro 24/7