Девушки, физкультура и советская Москва: 10 лучших снимков Александра Родченко

До 28 января в центре «Зотов» можно увидеть выставку «Родченко. Личное» — о том, как выдающийся художник и экспериментатор русского авангарда Александр Родченко воспринимал действительность, пространство и повседневность. В экспозиции 58 снимков, включая культовые портреты Владимира Маяковского и семьи Брик. Выбрали из них десять не самых очевидных фаворитов.


Портрет матери, 1924

Ольга Евдокимовна Родченко — мать Александра — часто позировала сыну, когда ему требовались конкретные ситуации для фотомонтажей. Через композицию кадра фотограф передает трепетное отношение к близкому человеку. Женщина научилась читать уже в преклонном возрасте, и благодаря крупному плану мы можем рассмотреть сосредоточенное лицо Ольги Евдокимовны, внимательно изучающей что-то. «Она была прачкой, потом нянькой, и для нее соприкосновение с грамотой, с возможностью постигать информацию было сродни чуду. Момент теплого, отеческого отношения, мне кажется, Александр Родченко здесь и запечатлел», — рассказывала Екатерина Лаврентьева, правнучка Александра Родченко.

Пожарная лестница, 1925

Симметричная композиция делает пожарную лестницу 8-этажного дома похожей на железнодорожные пути — своеобразная дорога в небо. Ракурс получился экспериментальный и запоминающийся: взгляд фотографа устремлен резко вверх, перспектива — стремительная.

Лестница, 1929

На фото — ступени лестницы у храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. Героиней кадра стала женщина, поднимающаяся по ней с ребенком на руках. Ее фигура преодолевает ритмическое поле черно-белых полос-ступеней. Снимок часто связывали с мотивом ступеней в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Впечатление усиливает диагональная композиция кадра.

Девушка с «Лейкой», 1934

Родченко запечатлел дочь кинооператора Александра Лемберга фоторепортера и свою ученицу Евгению Лемберг. Снимок был сделан в парке Горького и включен лично Александром Родченко в композицию на «Выставке мастеров советского фотоискусства» в 1935 году. Световая геометрия, ракурс и композиция делают фотографию одной из важнейших работ мирового авангарда.

Дорогу женщине, 1934

Культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии. Мы видим прекрасно сложенных молодых людей, и эти человеческие фигуры, выстроенные в ряд, создают динамичную перспективу. Родченко заснял две шеренги и запечатлел момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.

Пионерка, 1930

Особое внимание Родченко уделял поиску натуры. Все, что попадало в кадр, должно было иметь четкий, ритмический потенциал и энергетику. Фотограф мог емко, одним снимком выразить идею. На этом кадре, например, целеустремленное лицо юной пионерки, снятое снизу, передает серьезность и уверенность.

Конические шестерни, 1929

Съемка происходила на настоящем автомобильном заводе. Родченко сделал необычные для репортеров того времени фотографии: показанные крупным планом детали автомобиля похожи на огромные архитектурные сооружения. Сам Родченко говорил: «Мы обязаны найти новую эстетику, которая явилась бы выражением нашей новой социалистической действительности посредством фотографии. Для нас фотография завода — не просто картинка, не просто фиксация факта, но выражение радости и гордости за процесс индустриализации Страны Советов».

Балконы, 1925

Данный снимок — один из первых экспериментов новатора. Объектом съемки стал дом, где Александр жил и работал. Здесь, на улице Мясницкой, 21, в первые советские годы имели квартиры и мастерские многие преподаватели ВХУТЕМАСа. Город стал предметом визуального исследования фотографа. Острый и непривычный ракурс деформирует здание почти до неузнаваемости.

Полевые цветы, 1937

На трогательном снимке изображена дочь Родченко и Варвары Степановой — тоже Варвара. У фото было несколько дублей — автор искал наиболее выразительный ракурс, при котором солнечный свет из окна осветил и часть букета, и лицо, и воду в вазе. Получилась настоящая фотокартина — о детстве, любви и семье.

В мастерской Родченко и Степановой, 1925

Подборку к выставке «Родченко. Личное» завершаем самым личным, на наш взгляд, кадром. Родченко и Степанова познакомились в 1914 году в художественной школе и всю жизнь прожили вместе. Он называл Степанову королевой Нагуаттой, а она его — Леандром Огненным. Где бы ни жила семья художников, их дом превращался в мастерскую, а там часто бывали друзья и близкие люди пары.

Екатерина Краюхина

02.10.23, 12:29

  • Фото: Фонд Still Art