17 апреля открывается первая в истории современной России выставка Эдварда Мунка. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи выставляются 120 работ норвежского экспрессиониста, большая часть которых прилетела в Москву из музея Мунка в Осло (ещё две работы Третьяковка на время экспозиции одолжила у Пушкинского музея). Да, тот самый «Крик» тоже привезли — одну из четырёх авторских копий, выполненную на картоне восковой пастелью в 1893 году. Одна из этих картин в 2012 году ушла с молотка в нью-йоркском Sotheby's за 120 миллионов долларов. Рекордная сумма сделала «Крик» самой дорогой картиной, когда-либо проданной на публичном аукционе.
Кроме звания одного из самых дорогих художников планеты, Эдварда Мунка можно считать одним из самых плодовитых: за 60 лет работы экспрессионист оставил почти 40 тысяч работ. 28 тысяч хранится в Осло, остальные же разбросаны по частным собраниям и галереям всей планеты. А ещё Мунку можно смело вручить титул художника, картины которого воровали чаще остальных. Вспоминаем, какие полотна приглянулись ворам — и как они были найдены.
1994 год — кража «Крика» из Национальной галереи Осло
На пятидесятую годовщину смерти Эдварда Мунка приходится официально задокументированная пропажа картины художника. Из Национальной галереи в Осло пропала картина «Крик» версии 1893 года — та, что сейчас выставляется в Третьяковской галерее. Бандиты проникли в музей рано утром через окно, приставив к нему обычную стремянку. На похищение им потребовалось всего 50 секунд, после чего воры оставили записку с надписью «Спасибо за плохую безопасность». Дерзкое ограбление парализовало и обескуражило всю Норвегию — ведь в этот же день, 12 февраля, открывались зимние Олимпийские игры в норвежском городе Лилихаммере.
«Крик» искали три месяца. Двух мужчин, попытавшихся продать картину за скромные 250 тысяч фунтов стерлингов (или 414 тысяч долларов), задержали в Осгордстранде — крошечном портовом городе на юге Норвегии. Поймать мошенников удалось с помощью Скотленд-Ярда: английские полицейские притворились покупателями и встретились с преступниками в номере отеля, где и обнаружили почти невредимую картину Мунка. «Я очень счастлив и рад, что одна из наших величайших и самых известных художественных ценностей нашлась», — сказал тогдашний министр культуры Аас Клевеланд.
2004 год — кража «Крика» и «Мадонны» из музея Мунка
Через десять лет история повторилась — правда, на этот раз грабители решили не ограничиваться «Криком» и прихватили ещё одну знаменитую картину Мунка «Мадонну». 22 августа 2004 года двое мужчин в балаклавах и с пистолетами в руках проникли в именной музей художника в Осло. Они без каких-либо проблем проникли внутрь и прямо-таки на глазах у посетителей сняли картины, после чего так же легко и непринуждённо покинули галерею на чёрном Audi. Полиция прибыла на место происшествия, когда воров уже и след простыл. Их лица на камерах наблюдения, разумеется, были неузнаваемы.
Чтобы отыскать пропавшие шедевры, полиции потребовалось два года и девять дней. Подробностей секретной операции немного: норвежский телеканал NRK сообщал, что картины были найдены «где-то около Осло». Незадолго до этого трое из шести подозреваемых были признаны виновными — правда, их роли в похищении были незначительными. Бьорн Хоэн был приговорён к семи годам за план кражи, Петтер Таральдсен получил восемь лет за вождение автомобиля, с помощью которого и скрылись преступники, а Петтер Розенвинге — четыре года за то, что предоставил этот автомобиль. Обе картины были застрахованы на 120 миллионов долларов, но эта сумма не отображает их реальной стоимости: один только «Крик», если бы выставлялся на легальном аукционе, легко ушёл бы и за бо́льшую сумму.
2005 год — кража двух литографий и одной акварели из отеля
Через год после кражи «Крика» и «Мадонны» пропали ещё три работы Мунка — две литографии (портрет шведского драматурга Августа Стриндберга и автопортрет художника) и акварель. Стоимость украденных произведений оценили в несколько сотен тысяч долларов. Картины висели в ресторане отеля Refsnes Gods, а украли их трое молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет. Обнаружились картины всего через сутки после происшествия, однако одна литография пострадала: теперь её «украшает» царапина длиной в 16 сантиметров.
2018 год — пропажа шести работ из музея Стенерсена в Осло
О странном исчезновении картин Эдварда Мунка стало известно в декабре 2018 года. Почему странном? Потому что о том, когда именно они исчезли, не знает никто.
История пропажи насчитывает несколько десятков лет. Дело было так: в 1936 году бизнесмен и меценат Рольф Стенерсен подарил норвежской столице 34 работы Эдварда Мунка. Правда, место для картин, фотографий и литографий администрация Осло нашла не сразу. Только через 15 лет они поселились в студенческой деревне Согн — в коридорах, столовой и других, мягко говоря немузейных, пространствах. В 1973 году, кстати, из общежития пропала картина «История», но её посчастливилось найти очень быстро.
В 1994 году рядом с музеем Мунка открылся музей Стенерсена. Основой его экспозиции стали три частные коллекции, одна из которых — тот самый подарок бизнесмена муниципалитету Акеру, ставшему частью Осло. В 2010 году музеи объединили свои активы. Через семь лет музей Мунка отчитался о пропаже 26 произведений искусства, а ещё через год, то есть 28 декабря 2018 года, — о том, что не знает о судьбе ещё шести картин норвежского художника. Не исключено, что они пропали ещё во время своего «пребывания» в студенческой деревне, но и сам Стенерсен до невозможного запутал дело. Финансист часто добавлял или забирал из коллекции работ Мунка несколько экземпляров, но никаких записей в официальных документах не делал. Картины «Оге Кристиан Гирлефф», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фрау Р.», «Смерть Марата» и «Тиргартен-Берлин» не найдены до сих пор. Другие шедевры, слава богу, целы и невредимы — и ждут вас в Третьяковской галерее до 14 июля.
Выставка «Эдвард Мунк» проходит в рамках фестиваля «Черешневый лес». Купить билеты можно на сайте Третьяковской галереи.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7