От Сезанна до Шелковского: 10 выставок, на которые стоит успеть до конца 2024 года

Каждый месяц рассказываем о новых стоящих внимания экспозициях. В середине самого «горящего» из них собрали гид по 10 громким выставкам, на которые в декабре еще можно (и нужно) успеть.


«ПЕРЕДВИЖНИКИ»

КОГДА

до 6 апреля


ГДЕ

Москва, Третьяковская галерея

На дебютную выставку Третьяковки на Кадашевской набережной успеваем не только чтобы познакомиться с новым пространством на культурной карте столицы, но и чтобы посмотреть холсты ведущих художников второй половины XIX века — Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Виктора Васнецова и других мастеров. Экспозиция стала первым за последние 50 лет проектом, посвященным наследию передвижников. Выбор локации не случаен: творческий подъем Товарищества в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Михайловича Третьякова — произведения живописцев стали стержнем галереи его имени. Посетителям показывают как известнейшие работы, так и малознакомые: собранные вместе, эти картины раскрывают круг проблем, волновавших художников и общество, обозначают особенности их творческого метода и намечают пройденный путь в искусстве последней трети XIX – начала XX века.

Иван Крамской, «Христос в пустыне», 1872
Виктор Васнецов, «Три царевны подземного царства», 1879–1881

«НЕИЗВЕСТНЫЙ ЩУКИН. НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ ИСКУССТВО»

КОГДА

до 16 марта


ГДЕ

Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сергей Щукин прославился на весь мир богатым собранием импрессионистов: Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако недавно открывшаяся выставка Пушкинского исследует не только новое искусство, как можно догадаться из названия, но и другую грань мецената. После смерти в его доме нашли огромное количество произведений старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Экспозиция, выстроенная по цивилизациям и странам — Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, русская усадебная и религиозная культура XVII–XIX вв., — представляет Щукина в совершенно ином свете, а также рассказывает о забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи.

Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин», 1888–1890
Дмитрий Мельников, портрет С.И. Щукина, 1914

«РУССКОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»

КОГДА

до 23 марта


ГДЕ

Москва, Центр «Зотов»

Приуроченная ко второму дню рождения «Зотова» экспозиция сформирована, как и полагается Центру, вокруг конструктивизма, а точнее, вопроса, откуда он возник и как отразился на культуре. Выставка объединила 144 произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и совриск. Идем искать самые неожиданные точки соприкосновения работ больших мастеров, среди которых, например, Илья Кабаков, Кузьма Петров-Водкин, Эрик Булатов, «Синие носы», Николай Суетин, Игорь Шелковский и Красил Макар. Для таких же поклонников Shortparis, как и мы, еще одна радость — за музыкальную среду отвечает Николай Комягин, который специально для проекта написал четыре главные темы. Подробный гид, который расскажет о проекте больше, можно найти здесь.

Илья Кабаков, «Пейзаж с горным озером (Пейзаж с одеждой)», 2006
Владислав Мамышев-Монро, «Константин Циолковский с дочерью», из серии «Сказки о потерянном времени», 2001

«ИОСИФ БРОДСКИЙ. МЕСТО НЕ ХУЖЕ ЛЮБОГО»

КОГДА

до 12 января


ГДЕ

Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Кураторы Юлия Сенина и Мария Гадас представили осенью выставку, посвященную истории отъезда Иосифа Бродского за границу, а также его жизни в Европе и Америке. Успеть на нее стоит как минимум потому, что это первая подробная экспозиция, повествующая о реальных маршрутах поэта-эмигранта с 1972 по 1996 год и его перемещениях по Великобритании, США, Швеции и Италии. Перед нами — более 200 экспонатов, среди которых мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством Бродского, а также живописные и графические произведения из крупнейших государственных музеев: ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея «Царскосельская коллекция» и частных собраний.

Фото экспозиции «Иосиф Бродский. Место не хуже любого»
Михаил Мильчик, И.А. Бродский на аэродроме «Шоссейная», 1972

«НОВОЕ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ»

КОГДА

до 26 января


ГДЕ

Москва, Музей русского импрессионизма

Проект, стартовавший в Музее русского импрессионизма этой осенью, рассказывает о знаменитом творческом объединении Серебряного века, лаконично вынесенном в его заглавие. Среди союзов и товариществ «Новое общество художников», существовавшее с 1904 по 1917 год, выделялось демократическими принципами: на организованных художниками выставках — их было десять — пересекались разные стили и течения, а работы Василия Кандинского соседствовали с произведениями Александра Бенуа, не разделявшего восторга от абстракции первого. Современным же посетителям показывают живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения — это более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Борис Кустодиев, «Бабы», 1903
Ольга Делла-Вос-Кардовская, «Весенний день в Царскосельском парке», 1907

«АДЕПТЫ КРАСНОГО. МАЛЯВИН & АРХИПОВ»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Москва, Третьяковская галерея

Вновь обращаемся к Третьяковской галерее, но следуем в уже знакомый каждому корпус — Инженерный. В Лаврушинском переулке впервые сделали персональную выставку Филиппа Малявина и Абрама Архипова. Оба художника — яркие представители русского импрессионизма, творчество которых объединяет образ русской крестьянки, ассоциировавшийся в начале ХХ века с Россией. Проект строится на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров. Одна часть экспозиции посвящена пейзажам, жанровым картинам Архипова, вторая — портретам и крестьянскому циклу Малявина. Сопоставление их работ позволяет проанализировать роль красного цвета в искусстве первой трети ХХ века, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской живописных школ и многое-многое другое. Приятно видеть среди партнеров выставки локальный бренд 12 Storeez: арт и фэшн в чистом виде.

Филипп Малявин, «Бабы (Зеленая шаль)», 1914
Абрам Архипов, «За работой», 1926

«НЕБЕСНЫЙ ГОРОД. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»

КОГДА

до 16 февраля


ГДЕ

Москва, МАММ

Ключевым проектом сезона в Мультимедиа Арт Музее стал ретроспективный «Небесный город. Мастерская художника» Игоря Шелковского. Современного художника и скульптора, классика отечественного и мирового искусства многие знают в первую очередь как издателя и редактора легендарного журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир открыл современное русское искусство. Работы Шелковского, часто остававшиеся в тени издательской деятельности, продолжают традиции русского авангарда. Упрощая природные формы, мастер доводит их до предельной чистоты, исследует трансформацию форм. В экспозиции — более 600 работ Шелковского и его знаменитая мастерская, переехавшая в музей на время выставки. Пространство студии — тотальная инсталляция: в этом «небесном городе», городе-саде Шелковский воплощает модель мироздания, основанную на универсальных законах природы и мировой гармонии.

Игорь Шелковский, из серии «Цветы», 2006
Фото экспозиции «Небесный город. Мастерская художника»

«ВЕЛИКИЙ КАРЛ. К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.П. БРЮЛЛОВА»

КОГДА

до 12 мая


ГДЕ

Санкт-Петербург, Русский музей

В этот четверг, 12 декабря, исполняется 225 лет со дня рождения Карла Брюллова — художника, который едва ли нуждается в специальном представлении. Русский музей приурочил к круглой дате выставку работ «великого Карла», на которой собрал около 160 полотен его кисти и 200–250 акварелей и рисунков. Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова и жемчужина собрания петербургской институции — «Последний день Помпеи» — в этом году прошло комплексную реставрацию и стало ключевым произведением на монографической выставке. Советуем, однако, запланировать мини-путешествие в Северную столицу и посетить экспозицию, чтобы убедиться, что Брюллов не был мастером одной картины и создал множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций, которые стоит видеть.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833
Карл Брюллов, Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской с девочкой в лодке, 1830-е

«НЕБЕСНЫЕ АРТЕФАКТЫ»

КОГДА

до 2 марта


ГДЕ

Москва, Дом культуры «ГЭС-2»

Восемь кинетических зеркальных объектов, составивших инсталляцию «Небесные артефакты», появились на Проспекте «ГЭС-2» в конце сентября и поразительно органично вписались в пространство Дома культуры — настолько, что экспозицию, которая должна была работать до 12 января, продлили до марта. Семь произведений создал российский художник Франциско Инфанте — в разные годы они размещались в самых неочевидных точках планеты: от Подмосковья («Легкие пространства», 2017) до катарских дюн («Арка», 1990). Отражая космические закономерности, они взаимодействуют с архитектурными элементами локации, преображая знакомое пространство путем искривления, деления и умножения.

Франциско Инфанте-Арана, инсталляция «Арка», 1990/2024
Франциско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова, артефакт из цикла «Легкие пространства», 2017/2024

«ИСТОРИЯ МОСКВЫ»

КОГДА

до смены экспозиции, точная дата неизвестна


ГДЕ

Москва, Музей Москвы

Масштабный выставочный проект о том, как жили москвичи и развивалась столица в разные эпохи, открылся 3 декабря и задержится в музее надолго. Экспозиция, в которую вошли (внимание!) 2200 артефактов и произведений искусства, рассказывает о жизни и быте, архитектуре и культуре города, представляя его историю со времен первых дьяковых поселений на берегах Москвы-реки (I тысячелетие до н.э.) до начала Великой Отечественной войны. Среди ценных объектов — фрагмент первых укреплений, заложенных основателем города Юрием Долгоруким, одна из четырех найденных на территории столицы берестяных грамот (последняя четверть XV века) и фрагмент мощения Красной площади (1480-е годы). Представить себе, как менялась Москва с течением времени, помогут живописные и графические работы Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Огюста Кадоля, Александра Лабаса, Роберта Фалька, многочисленные панорамы города, а также уникальная коллекция акварелей с реконструкцией видов древней столицы, которые художник Аполлинарий Васнецов создал в 1920-х годах специально по заказу Московского коммунального музея (так тогда назывался Музей Москвы).

Автор неизвестен, берестяная грамота, вторая половина XIV века
Автор неизвестен, скульптура Ангела, конец XVIII – начало XIX века