Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как c помощью рейтингов ориентироваться на рынке современного искусства и узнавать о перспективных художниках.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Рембрандт, Вермеер, Ван Гог, Пикассо — значимость этих имен для мирового искусства бесспорна. Но одновременно с признанными мастерами в разные эпохи жили и творили десятки и сотни других художников, которые словно растворились в истории, не оставив следа. Те шедевры, которые сейчас хранятся в стенах музеев, — лишь небольшой процент того, что создавало человечество в разные эпохи. Ведь с течением времени остаются именно те люди, которые достойны быть вписанными в историю искусства.
Современных художников огромное количество, каждый год их становится больше, и уже наверняка есть те, чьи работы в будущем займут заслуженное место в музеях и галереях. Но как разглядеть мастера в молодом авторе на старте его карьеры? Как соприкоснуться с процессом становления звезды?
Один из способов находить многообещающих художников — отслеживание рейтингов. По ним можно определить, каких авторов считают перспективными эксперты и влиятельные издания, а заодно узнать о трендах и актуальных темах.
Для западного и российского искусства есть разные ориентиры. Например, в начале ноября Artsy — крупная площадка для продажи и покупки произведений искусства — представила свой список перспективных современных художников The Artsy Vanguard 2023. Он имеет большой вес в среде коллекционеров, напрямую влияет на рост продаж и стоимость произведений.
В этом году в список Artsy попали десять художников из разных стран, в центре внимания которых — переосмысление культурного и семейного наследия, взаимоотношения человека и природы. В частности, отмечают британских абстракционистов Сару Каннингэм, исследующую отношения человека и природы, и Харминдера Джаджа, который недавно перезапустил карьеру после почти десятилетнего перерыва. В списке представлен и афроамериканец Бэзил Кинсайд, который с помощью лоскутного шитья — ремесла своих предков — создает яркие текстильные картины.
Ли Хэй Ди исследует взаимоотношения людей и эмоции, передавая их через сочетание ярких цветов и разрезающих их световых лучей, а Юра Ли (см. фото выше) создает картины, вдохновленные аналоговым телевидением, собственными фотографиями и работами французских художников XIX века. Например, ее произведение «Фестиваль цветения вишни» (Cherry Blossom Festival) открыто цитирует «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сёра, но в антураже Сеула.
Диалог человека и природы на картинах, которые пишет Сёта Накамура, передается через персонажей, вписанных в окружение садов. Бразильская художница Паула Сиебра ищет красоту в повседневной жизни через портреты, пейзажи в закатном свете и детали быта. Сумия Нетрабайли пишет фантазийные пейзажи, вдохновленные детством в Бангалоре и индийской мифологией, и создает произведения на свитках, которые даже сама художница в полную длину может увидеть только на выставке.
Еще один художник из списка Artsy — Тесфайе Ургесса — главными персонажами своих картин делает обнаженных людей, одновременно уязвимых, но и зачастую смотрящих прямо в глаза зрителю. Синтия Сифа Муланга посвящает свое творчество положению африканских женщин, сталкивающихся с навязыванием идеалов и культуры потребления. Стереотипы на ее картинах зашифрованы в предметах интерьера вроде плакатов на стенах, подстерегают героинь даже в мельчайших деталях, например, в покрытом текстом кусочке пиццы.
То, насколько визионерский список Artsy, можно увидеть по успехам художников из прошлогоднего списка. В среднем авторы получили на 67 процентов больше запросов на платформе, а сумма стоимости их работ выросла на 375 процентов.
Что по конкретным кейсам? Алексис Ралайвао получил рост числа подписчиков на платформе на 189 процентов, его представляет нью-йоркская Kasmin Gallery, которая в феврале продала одну из работ художника на Felix Art Fair за 45 тысяч долларов. Картина Доминика Чэмберса Blue Summer Swingtime на торгах Phillips в октябре этого года была продана за 49,8 тысячи долларов, а картина Love me nots Гуадалупы Маравиллы ушла с аукциона за 909,4 тысячи долларов. А Фелипе Баэза отметился, в частности, проектом Unruly Forms («Непокорные формы»), в рамках которого картины были размещены на остановках транспорта в Бруклине, Бостоне, Чикаго и еще в трех городах Мексики.
На российском рынке с рейтингами все немного сложнее. Прямого аналога Artsy по масштабу аудитории в России нет, но несколько инструментов я могу порекомендовать. Я предлагаю обращать внимание на инвестиционный художественный рейтинг 49ART, раздел «Современное искусство» в списке The Blueprint 100 и на состав участников Открытых студий «Винзавода».
В рейтинг попадают в основном художники, на счету которых — много лет работы и десятки выставок. Некоторые имена остаются в нем не один год, но можно следить за появлением новичков. Например, в рейтинг 2022 года попали Алиса Горшенина и Артем Филатов.
За работой Артема Филатова очень интересно следить, как и в целом за тем, что происходит в сфере искусства в Нижнем Новгороде. Артем был признан «художником года» на ярмарке Cosmoscow, там он представил проект «Все исчезнет» — серию графики, нарисованной зеленкой. Задумка в том, что каждый раз, когда работу достают из специальной папки, она немного выцветает, приближается момент ее исчезновения.
Алиса Горшенина занимается текстильными скульптурами и видеоартом, созданием цифровых коллажей. На ее счету — участие в Blazar в 2020 и 2021 годах, она была стипендиатом грантовой программы для молодых художников музея «Гараж».
Последняя версия The Blueprint 100 вышла в феврале 2023 года, и в него были включены имена восьми представительниц современного российского искусства. В числе тех художниц, за чьими успехами точно стоит следить, — Дарья Емельянова. Она большая любимица коллекционеров, в 2022 году на Blazar несколько ее картин купили еще на этапе превью перед открытием, а в этом году проект Deep List представлял ее уже на Cosmoscow. Кстати, на этой ярмарке ее работу «Лабиринт» приобрел Иван Ургант. Картины Дарьи есть и в коллекциях Леонида Михельсона и Владимира Смирнова. Мне самой очень нравится то, что делает Дарья, ее работы отличаются очень приятным глазу колоритом и будто вступают в диалог с искусством Серебряного века, включая ту же «Голубую розу».
В Открытых студиях «Винзавода» новый, десятый, сезон только стартовал, поэтому для начала можно присмотреться к художникам, которые попали в проект в прошлом сезоне. И там уже можно найти серьезных авторов.
Например, художница FARANGIZ Ra, которая развивает тему связи между родной для нее культурой Узбекистана и опытом жизни в России. Пожалуй, самые заметные ее работы — многометровые полотна-рулоны, на которых изображены целые истории. FARANGIZ Ra также занимается перформативным искусством, например, в ММОМА были представлены ее работы «Разделяя чувственное» (2021 год) и «Цветы» (2022 год). Как писал Forbes в сентябре, после участия художницы в работе Открытых студий цены на ее работы выросли в три раза, сейчас они стоят от 15 до 300 тысяч рублей.
Саян Байгалиев — уже довольно громко заявивший о себе художник из Казахстана. Недавно моя галерея Postrigay Gallery проводила групповую выставку «Исследуя красоту», и Саян в ней участвовал. Он сумел выработать свой стиль, а это очень ценно. Когда я была на выставке «Автор неизвестен» в Музее русского импрессионизма, мой взгляд упал на одну из картин, и я тут же узнала Саяна, хотя я совсем не ожидала встретить его работу в экспозиции!
Еще одна участница Открытых студий — Саша Пучкова — очень разноплановая художница, которая через творчество изучает эмоциональное состояние человека под влиянием социальных и политических обстоятельств. На прошедшей недавно персональной выставке в галерее Sistema «С этим королевством что-то не так» были представлены ее гравюры с рамами-объектами и серия фарфоровых скульптур.
За творчеством Алены Пасхиной я сама слежу еще с 2022 года, когда она участвовала в Blazar. Художница создает очень яркие работы с использованием разных техник, включая печатную графику и фотографию, есть и скульптурные объекты из нетрадиционных материалов. Значимая для нее тема — взаимодействие человека и природы.
Заранее гарантировать успех того или иного художника вряд ли кто возьмется, слишком много факторов могут повлиять на его карьеру. В этот раз я рассказала вам о том, как использовать рейтинги, чтобы ориентироваться во многообразии современного искусства, но сами по себе они ключом к успеху не послужат. В чем же тогда секрет успеха? Я уверена, что если постоянно развивать насмотренность и, что не менее важно, слушать свое сердце, то вы получите по-настоящему эффективную комбинацию, которая поможет вам распознать художников с большим будущим.
05.12.23, 10:05
Другие истории
Подборка Buro 24/7