31 января в Пушкинском музее открылась выставка японского художника Ясумасы Моримуры, который работает в жанре апроприации, то есть воссоздает в своих работах наиболее известные в истории искусства автопортреты. Мы поговорили с самим художником о том, почему он делает автопортреты, что думает о селфи и какая связь между ним и Синди Шерман.
— До этого в России вы выставлялись в галерее Татинцяна и на «Манифесте». Как началось сотрудничество с Пушкинским музеем?
— Года
— Для «Манифесты» вы готовили отдельную серию фотографий, а в Пушкинском вы выставляете главные работы?
— На этой выставке я представил то, что больше всего хотел показать, — основные произведения и новые, созданные в
«История искусства в автопортретах». Ван Эйк в красном тюрбане. 2016 год
— По какому принципу вы выбираете художников, в образах которых предстаете? Почему именно они?
— Есть несколько причин и критериев. Прежде всего картина должна мне нравиться. Нынешняя выставка называется «История автопортрета». Для нее я выбрал те работы, которые отображают историю искусства — от древних до современных мастеров.
— Отдельный цикл посвящен Фриде Кало. Почему именно ей?
— Мое знакомство с творчеством Фриды Кало произошла совершенно случайно в
— Переходя к теме автопортретов. Как вы относитесь к тому, что сегодня человек все время воспроизводит собственное изображение?
— Когда я смотрю на нынешних молодых людей, которые делают селфи, на самом деле я им очень завидую. Когда я был ребенком и был молод, я был очень замкнутым интровертом, я не мог сфотографироваться или спеть песню. Я занимаюсь автопортретами, но чтобы к этому прийти, мне надо было совершить колоссальную работу над собой — это совершенно не соответствует моему психологическому образу. Я завидую тому, что нынешние молодые люди с такой простотой и легкостью предъявляют себя миру, что было совершенно для меня невозможно. И мне кажется, что мои фотографические автопортреты и селфи в соцсетях имеют общую отправную точку, но совершенно разный результат. Я не хочу отрицать значение селфи.
Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо). 2001 год
— Как произошел этот перелом: жизненное событие или постепенная работа над собой? Почему именно автопортрет стал для вас главным методом работы?
— Сразу хочу сказать, что причин было очень много. Выразительные средства являются синтезом очень многих факторов, и много причин влияют на то, какое произведение мы в итоге получаем. Но если выбрать из этих факторов один — я отвечу абстрактно, но мне просто надо дальше жить. Я был очень замкнутым, а мне надо было выходить в мир. Ребенок может быть замкнутым, но я становился все взрослее. Возможно, этот выход в мир был путем бусидо (путь воина. — Прим. ред.).
— Вы очень тщательно готовитесь к каждой съемке. Расскажите, как вы делаете эти постановочные фотографии.
— Первый шаг в создании любого произведения — это определенный щелчок, можно назвать его вдохновением или указанием свыше. В зависимости от произведения бывает так, что от того, как возникает идея, до воплощения произведения проходит очень много времени. Например, на нынешней выставке представлена серия «Менины» Веласкеса. Мне очень нравится эта картина, и идея сделать ее темой своего произведения возникла в
«История искусства в автопортретах». Комната Ван Гога. 2016 год
— Вас часто называют последователем Синди Шерман (№ 2 в списке самых дорогих художниц) — есть сходство в ваших работах. Повлияла ли она на вас, или это случайное совпадение?
— Не могу сказать, что не слышал о ней до того, как начал создавать свои автопортреты: я познакомилcя с ее творчеством примерно тогда, когда начал работу над ними. Произведения на тему истории искусства, которыми она тоже занималась, я начал делать раньше. Но думаю, что здесь важно не кто первый начал, а сам феномен: когда в разных частях мира художники занимаются одним и тем же, это воплощает дух времени.
— Вы обращаетесь именно к западной культуре. Это выбор в пользу стереотипов или знаковых образов из истории искусства?
— На этот вопрос существует множество ответов. В школе меня часто заставляли рисовать автопортреты при помощи зеркала. Таким образом, автопортрет является попыткой человека ответить на вопрос, кто я такой. Поэтому я занялся автопортретом и тут обратил внимание, что автопортрет существует только в западном искусстве. Я изучил историю японского искусства. В Японии было много великолепных художников до эпохи Мэйдзи, но от них почти не осталось автопортретов. В китайской культуре мы имеем крайне малое количество автопортретов. И так, чтобы проследить историю искусства на примере автопортрета, — с этим мы сталкиваемся только в западном искусстве. Мою нынешнюю выставку вы можете считать ответом на вопрос, почему я занимаюсь автопортретом.
— На ваш взгляд, что должен делать сегодня современный художник?
— Я считаю, что я как художник должен выполнять ту роль, которую я себе назначил. Ведь человек искусства, художник, занимается искусством всю жизнь. И мне кажется, художник выполняет это всю жизнь, а оценивать будут зрители, которые пришли. Я стараюсь создавать произведения и вызывать отклик в зрителе.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
До 9 апреля 2017 года