Учиться никогда не поздно! BURO. составило список актуальных образовательных и просветительских курсов для взрослых, а также попросил его кураторов и учеников рассказать о чем они и зачем туда идти
Подходы нашей школы отличаются от академических отсутствием системы, разнообразием и свободой. В Gogol School звездный состав педагогов: лучшие ребята из Театра наций, МХТ им. Чехова, «Мастерской Брусникина», «Гоголь-центра» и «Балета Москва». У нас нет четкой методологии, и я всегда борюсь за то, чтобы она не появилась, потому что мастер и лаборатория индивидуальны.
Одни приходят к нам за вдохновением, устав от рутины. Другие руководствуются желанием реализовать творческий потенциал. У кого-то есть потребность поработать с комплексами, зажимами и стеснением, чтобы стать увереннее. Актёрские практики для таких людей становятся арт-терапией. Бывает, человек даже не знает, зачем идет к нам, но хочет разобраться в себе, понять свои истинные мотивы и желания.
Важно понимать, что мы не готовим профессиональных актеров. Навыки, которые приобретают студенты во время обучения, применимы в профессиональной, особенно креативной, среде. Многие успешно участвуют в проектах как актеры и перформеры, но это никогда не было нашей целью. Поэтому в Gogol School нет дипломов. Во-первых, они ничего не дают, а во-вторых, это неверный способ мышления. У нас нет задачи сделать четкую образовательную программу, провести по ней студента и выдать ему корочку. Это признак того, что институция, скорее всего, мертва.
За время своего существования Gogol School стала полноценным комьюнити интересных, открытых и увлеченных людей. У нас можно встретить студентов абсолютно разных профессий: от спасателя МЧС до исполнителей поп-музыки. Очень много ребят из медиа, IT и шоу-бизнеса. Люди общаются, обмениваются опытом и создают новые проекты. Это для нас очень важно.
училась в Gogol School, работает ивент-продюсером и режиссером
Мы познакомились с Ильей на одном моем проекте. Он пригласил меня в Gogol School, когда школа только открылась и набирали самую первую группу. Я даже толком не знала, что там будет, но, придя, поняла, что это что-то интересное, поэтому решила остаться, и меня затянуло.
Три года я училась в разных лабораториях Gogol School. Система внутри школы постоянно менялась. Нам давали упражнения на голос, актерское мастерство и раскрепощение. Со мной учились такие же горящие ребята, как я, только из других профессий (был даже мальчик столяр!). Но, так или иначе, главными для меня были мастера — от них зависело всё. Мне понравилось, как они преподносили материал и взаимодействовали с нашей энергией.
Занятия в Gogol School повлияли на все сферы моей жизни. Я стала увереннее, осознала свои сильные и слабые стороны, начала над ними работать и перестала бояться открывать для себя новое. Я узнала, например, что могу выступать на публике без страха. Все мои внутренние изменения чувствовались в общении с людьми, и в работе школа тоже сильно помогла. Я занимаюсь организацией мероприятий и теперь привлекаю мастеров и студентов Gogol School в качестве актеров на различные ивенты.
Где проходят занятия: образовательный центр музея «Гараж» в парке Горького
Стоимость:
300 000 рублей в год
руководитель магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве», старший куратор музея «Гараж», кандидат филологических наук
Наша программа принципиально сосредоточена на современном искусстве с его проблематикой, трансформациями, эволюцией различных жанров и медиа. Мы говорим о визуальных практиках не по остаточному принципу (последние два семестра в университете), а ставим во главу угла все то, что относится к культуре XX и XXI веков. Более того, эта программа подразумевает не только академические знания, но и освоение профессиональных инструментов, которые позволят нашим магистрантам с разбегу влететь в инфраструктуру современных выставочных площадок. Мы ориентируемся на живого художника, а значит, и на непосредственное переживание его практики, адекватное представление искусства в современном мире.
Думаю, наша программа помогает приобрести инструментарий, который позволит активно работать в сфере искусства. Большинство наших абитуриентов вполне осознанно сделали свой выбор и понимают, что современный музей — структура куда более интересная и изобретательная, чем хранилище артефактов.
В описании программы мы говорим, что готовим кураторов и координаторов проектов. Соответственно, мы попытаемся научить наших будущих коллег думать и действовать в координатах реальной выставки, реального высказывания, которое должно быть устроено определенным, мотивирующим образом. На наших занятиях вряд ли будет слышен «шум вечности», мы ориентированы на экспертное, личное участие студентов в творящейся каждый день истории искусства.
Нельзя недооценивать систему горизонтальных связей, которые, как мы все знаем, определяют по-настоящему карьерные треки. Разумеется, мы приглашаем и будем приглашать авторитетных локальных и международных профессионалов — в первую очередь самих художников, кураторов, теоретиков, хранителей и реставраторов современного искусства, дилеров, которые уточнят и расширят представления о современном искусстве с профессиональной точки зрения.
Я дипломированный экономист, закончила Вышку в 2006 году. Работала в банковском секторе начальником отдела организационного развития. Затем два года училась на флориста-дизайнера и открыла свою студию флористики First Flower. Сейчас я занимаюсь оформлением корпоративных и частных мероприятий.
Магистерская программа «Гаража» — это судьба. Меня всегда интересовало искусство, но, если честно, было страшно развиваться в этой сфере — для человека, который родился в Советском Союзе, это вроде как несерьезно. Время изменилось, изменилась и я, поэтому решила идти за своей мечтой. Мой путь к искусству начался с флористики. Работа помогла сформировать вкус и восприятие, которые привели меня в магистратуру. В программе сложилось всё: Вышка, «Гараж», современное искусство, стремительное поступление. Моя жизнь больше не будет прежней.
ИМИ (Институт Музыкальных Инициатив) — не образовательная институция, а просветительская. У нас нет студентов, дипломов и методологии. Наша основная цель — фасилитировать обмен информации внутри музыкальной индустрии. Может быть что-то из этого снаружи похоже на формальное образование, но это не так. У ИМИ сейчас действует несколько инициатив. Это журнал, в котором мы рассказываем о том, что происходит в музыкальной индустрии и как она устроена. Семинары для профессионалов, которые уже работают в индустрии. Резиденция — двухнедельная программа для музыкантов, которая помогает им сделать следующий шаг в карьере. Исследовательская и издательские программы.
ИМИ был создан Александрой Корендюк в начале этого года для того, чтобы развивалась отечественная музыкальная индустрия. Сейчас мы видим, что есть очень мощный творческий взрыв, который длится уже несколько лет, но он не поддержан или слабо поддержан индустрией (кроме рэпа, конечно). Собственно мы и пытаемся строить механизмы, которые позволят энергии этого взрыва не раствориться.
Я занимаюсь музыкой уже много лет, играю на бас-гитаре в разных коллективах. Два года назад понял, что хочу быть композитором, и начал вникать во все музыкальные премудрости. Поэтому, собственно, решил пойти на семинары ИМИ. Спикеры, которых они привлекают, — уникальные люди. Они показывают практики, которых я до этого знал, просто доступа к ним не было. Пока что я ходил только на два семинара. Этого мало, но уже ясно, что они крутые.
Среди слушателей явно были люди, которые сразу после семинара поехали рулить звук. Занятия повлияли на меня пока только в теоретическом плане, потому что опыт общения с профессионалами — это почти то же, что тренажер безопасности. Ты не на своих ошибках учишься, а на чужих, и важные вещи хитрым образом записываешь. Я стал более подготовленным — факт.
Где проходят семинары:
онлайн и офлайн, площадки часто меняются и оговариваются
Стоимость:
4 500 — 50 000 рублей
У нас два формата обучения: офлайн и онлайн. Сейчас мы занимаемся больше вторым. Программа длится примерно полтора месяца — мы скидываем нашим студентам в чат в вотсапе аудиозаписи с домашними заданиями, которые нужно выполнять самостоятельно. После этого они получают комментарии о своей работе. В офлайне мы рассказываем как устроена фэшн-сфера, при этом я никогда не учу стилизовать по догмам, а даю творческие задания, чтобы ребята мыслили шире. На каждом курсе у нас разные спикеры, но это всегда практики. Я никогда не позову преподавать в школу тех, кто обладает исключительно теоретическими знаниями. InSide довольно специфичная школа, поэтому у нас не учатся случайные люди. Часто это те, кого не понимают в родном городе и кто хочет найти единомышленников.
Я начала учиться в школе, чтобы углубить свои знания. У меня уже был теоретический бэкграунд о моде, я много о ней писала, но совсем не знала как развивать в себе стилистическую смелость. Игорь меня очень вдохновил.
Раньше у него была школа Numero School. По сути, InSide — это ее продолжение, там похожая обновленная программа. Я пошла в Numero School, потому что любила журнал и мечтала с ним соприкоснуться. Многие студенты, учившиеся тогда вместе со мной, тоже.
Эта школа разделила мою жизнь на «до» и «после». Хотя бы потому, что после обучения Игорь пригласил меня работать в Numero. Со временем я стала редактором и проработала в любимом журнале вплоть до его закрытия, сотрудничаю с Игорем до сих пор. Мы беремся за проекты вместе. Часто я делаю что-то одна — мне помогает опыт, который дал Игорь.
В консерваториях воспитывают профессионалов, читающих с листа и блестяще владеющих инструментами. Выпускники часто идут работать в оркестры. Но в своей школе я стараюсь влюбить человека в музыку, превратить его не в профессионала, а любителя. По пути ученик разбирается в специальной программе по написанию музыки, учится создавать аранжировку, собирать синтезатор и делать так, чтобы песня звучала круто. По итогу курса студент выходит с готовым треком, а то и двумя.
Как именно выпускник будет использовать свою влюбленность, зависит от него. Ребята пишут треки для любимых, озвучивают видеоролики и игры, создают подкастерские и собирают библиотеки тембров, кто-то начинает строить свою карьеру как музыкант, выпускать клипы и альбомы. Вариантов — море.
В школе Маскелиаде учились биологи, журналисты, научные сотрудники, дизайнеры и психологи. Для многих учеников музыка была мечтой, которой пришлось пожертвовать ради карьеры или семьи. Я помогаю людям найти обратный путь к творчеству и рассказать свою музыкальную историю.
На данный момент я занимаюсь своим сольным музыкальным проектом, который так и называется — vika pestrova. Два года назад я ушла с офисной работы и решила посвятить себя музыке, но мне не хватало мощного начала. Так получилось, что я случайно попала к Антону на акустический концерт и просто подписалась на него в инстаграме. В тот день он опубликовал пост о том, что запускает школу. И я, не зная ни Антона, ни что это за школа будет такая, поняла, что очень сильно хочу туда попасть. Попала. Было страшно, потому что обучение предполагало работу в Ableton. Я от этого тогда была далека.
Так вышло, что люди со мной учились потрясающие. С некоторыми мы до сих пор дружим и ходим друг к другу на концерты. Благодаря обучению у меня сменился круг общения. Я оказалась в прогрессивной тусовке людей с горящими глазами. Школа вдохновила меня и побудила хотя бы что-то сделать ради своей мечты. Именно во время обучения я преодолела страх первого релиза — уже великое дело. А еще у Антона получается быть другом и верить в людей. Мне казалось, что он поддерживает все мои музыкальные начинания. Такой случай — один на миллион.
Наши программы не требуют согласования с каким-либо министерством или ведомством, что часто занимает годы, а представляют собой живой, динамичный и современный продукт. В этом есть свои плюсы и минусы. Одним из очевидных плюсов является возможность придерживаться разных точек зрения на фотографию. Концепция школы построена вокруг уникального, авторского видения, что позволяет студентам сосредоточиться на ключевых навыках. Если говорить о минусах, то часто нужно больше времени на то, чтобы закрепить полученные знания.
Большинство к нам приходит за навыками: одним нужно научиться снимать в поездке или студии, другим подарили камеру и нужно с ней как-то разобраться. Просто ради знаний сейчас практически уже никто не приходит, потому что их можно добыть в Сети за пару минут. Никаких секретов и сакральных тайн в медийной сфере уже не осталось. Другое дело — освоение навыков, тут действительно не все могут справиться самостоятельно.
Если дать короткий практический список того, что дает Photoplay, то это будут постановка света, работа с моделью, психология позирования, обработка фотографий, а также построение композиции. Студенты, которые к нам пришли, встречаются с профессионалами. В школе преподают дизайнеры, стилисты, продюсеры, арт-директора модных изданий. Иногда из этих знакомств выходит толк.
Я очень хорошо помню свой первый учебный курс «Модельные тесты» в Photoplay. Прослушав насыщенную лекцию, я вдруг узнал, что у меня есть только два дня, чтобы найти модель и собрать ее на съемку. Это были одни из самых интересных и познавательных экскурсий в мир женской одежды и моды. С тех пор я научился собирать и готовить съёмку в довольно сжатые сроки.
Ни один курс в Photoplay не является пустой болтовней. Он всегда подкреплен практическими занятиями. В эту школу хочется возвращаться и учиться дальше — каждый раз ты будто взбираешься на гору своих возможностей, растешь и становишься лучше. Это очень увлекательно. К тому же тебя окружает теплая компания друзей и единомышленников. Программа курсов постоянно меняется, поскольку растет сама школа. Это творческое и профессиональное пространство для фотографов, в котором можно не только учиться, но и воплощать свои идеи.
Другие истории
Подборка Buro 24/7